Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Медальон «неба» Преображенской церкви Кижского погоста
Новозаветная Троица
1942-1944
Репродукция фотографии (фотонегатива)
2010

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
НВФ-15020/1
Церковь Преображения Господня — летний храм Кижского погоста, расположенного на острове Кижи — одном из многочисленных островов Кижского архипелага в северной части Онежского озера (Республика Карелия). В 1990 году Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальное художественное достижение, воплощение северно-русской строительной культуры, народной эстетики и плотницкого мастерства.
Проведенный Русским географическим обществом и телеканалом «Россия 1» в 2013 году конкурс «Россия 10» подтвердил, что многоглавые храмы Кижского погоста даже в XXI веке воспринимаются как «восьмое чудо света».

Двадцатидвухглавая Церковь Преображения Господня построена в 1714 году на месте шатрового деревянного храма, сгоревшего двумя десятилетиями ранее.
В интерьере храма был устроен один из крупнейших резных золоченых иконостасов в Олонецкой губернии, включавших более 100 образов
На потолке располагался особый комплекс потолочных икон — «небеса», которые включали центральный круглый образ Троицы Новозаветной и шестнадцать клиновидных икон с изображениями ангелов и праотцев, стоящих на облаках. В узкой части клиньев были написаны шестикрылые серафимы и херувимы.

В XIX в. образы иконостаса и «небес» перечисляются в описи церковного имущества. В первой половине XX в. общий вид «небес» был зафиксирован на фотографиях И. Я. Билибина и Ф. М. Морозова.

История утраты икон-«небес» Преображенской церкви Кижского погоста связана с оккупацией финскими войсками территории Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Вступая в войну, финны рассчитывали расширить свои владения за счет Карелии. Накануне войны финский президент поручил подготовить научное обоснование присоединения Советской Карелии к Финляндии. Как только финский план начал сбываться — советские войска отступили, и территория Заонежья попала под оккупацию, — в Карелию были направлены группы финских ученых для изучения местного населения, традиций, памятников живописи и архитектуры. Именно с этой волной из Финляндии прибыл 24-летний лейтенант Ларс Петтерссон, который недавно закончил университет Хельсинки и защитил магистерскую работу, посвященную деревянному зодчеству Финляндии. Л. Петтерссону надлежало провести инвентаризацию всех церквей и часовен Заонежья, а именно фотофиксацию, обмеры, сбор документальной информации и подготовить к вывозу движимое имущество (в первую очередь, иконы). Его работа началась осенью 1942 года и продолжалась вплоть до лета 1944-го.

Летом 1943 года иконы из многих храмов Заонежья, в том числе церквей на острове Кижи, были вывезены в Финляндию. Советская армия наступала, финны были вынуждены покинуть захваченные территории. В неразберихе военного времени иконы «небес» Преображенской церкви (предположительно из-за своих размеров) были фактически брошены финнами. Доски были складированы в одном из зданий Петрозаводска и оставлены с запиской, без надлежащей охраны. В результате, по одной из версий, иконы Преображенской церкви зимой 1944−1945 были сожжены как дрова.

После окончания войны большинство икон удалось вернуть из Финляндии. Были возвращены иконы из иконостаса Преображенской церкви. В 1950-е годы после реставрации они были привезены на остров Кижи и установлены на свои родные места. Сохранились и конструктивные детали «небес»: тябла, фризы, замковое кольцо, то есть каркас, который держал потолочные иконы. Благодаря этим деталям, исследователи сегодня могут восстановить точные размеры утраченных «небес». Однако все эти годы свод Преображенской церкви остается зашитым досками, без икон.
В 2019 году завершилась реставрация сруба Преображенской церкви, которая шла в течение сорока лет. В церковь вернулся резной золоченый иконостас, включающий более 100 икон. Но интерьер храма не может считаться полным без потолочных образов. Ведь «небеса» северных деревянных церквей имеют глубокий символический смысл: это не буквальное изображение неба, а отсылка к божественному миру, который в древности человек представлял находящимся над ним. Кроме того, в кижского храме «небеса» композиционно продолжали иконостас.

Музей-заповедник «Кижи» принял решение начать проект восстановления потолочной живописи церкви Преображения Господня. На основе черно-белых фотографий были созданы прориси потолочных икон. А по подобию образов иконостаса и других заонежских потолочных икон был реконструирован состав палитры красок, использовавшихся для написания «небес» Преображенской церкви. Масштабные работы художников, музейных специалистов и научных сотрудников продолжаются, но еще не близки к завершению.