Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Левитан И.И.
Осень
1889
Холст, масло
45 × 75,7

Национальный художественный музей Республики Беларусь
КП-830
РЖ-699
Вывезена из Минска нацистами в 1941—1944 годах. Поступила в 1948 в порядке возвращения довоенных ценностей Государственной Картинной галереи БССР.

Левитан Исаак Ильич — родился в 1860 году в Кибатах Сувалкской губ. Пейзажист, писал также портреты, делал эскизы декораций. Работал в различных графических техниках. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1873—1885 годах у А. Саврасова и В. Поленова. Жил преимущественно в Москве. Неоднократно ездил на Волгу. Посетил Италию, Германию, Францию, Австрию, Финляндию, Швейцарию. С 1898 года — академик. Преподавал в Москве в Классах изящных искусств А. Гунста с 1886 года, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1898—1900 годах, где руководил мастерской. С 1877 года — участник выставок «Мир искусства», Товарищества передвижных художественных выставок и др. Умер в Москве в 1900 году.

Этюд «Осень» был написан художником в 1889 г., спустя 4 года после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в период творческой активности. Весной 1888 г. Левитан вместе с друзьями-художниками А. Степановым и С. Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького тихого городка Плёс, в котором Левитан провёл три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890) и написал около 200 работ, принесших ему широкую известность. Можно предположить, что этюд написан в начале осени именно там. Традиции лирического пейзажа- «настроения», заложенные А. Саврасовым, были продолжены его учеником И. Левитаном.

Левитан предпочитал изображать на своих полотнах именно те переходные моменты в жизни природы, которые богаче сменой и оттенками настроений. Любимые «герои» пейзажей Левитана не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям тонкие березки и осинки, дрожащие на ветру, трогательные и беззащитные. Они словно тают в вечернем воздухе и уходящем свете. Сложный ритм в их расположении (центральную группку деревьев художник написал на фоне темного массива, чтобы подчеркнуть все тонкости цвета осенней листвы) рождает в композиции ощущение зыбкой неустойчивости. Трепетные, вибрирующие движения кисти фиксируют все нюансы быстро распадающихся цветовых отношений. Философские раздумья Левитана полны грусти о бренности всего земного.