Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Туржанский Л.В.
Шхуна с лодками. Этюд
1905(?)
Картон, темпера
17,1 × 54,2

Национальный художественный музей Республики Беларусь
КП-852
РЖ-171
Вывезена из Минска нацистами в 1941—1944 годах. Поступила в 1948 в порядке возвращения довоенных ценностей Государственной Картинной галереи БССР.

Туржанский Леонард Викторович — родился в 1875 году в Екатеринбурге. Пейзажист, анималист, портретист. Театральный декоратор. Занимался у художника Н. Плюснина в Екатеринбурге, в студии Л. Дмитриева-Кавказского в Петербурге в 1890 годы, в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица (1895), Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1898—1909 годах у В. БакшееваВ. Серова, К. Коровина. Жил преимущественно в Москве. Преподавал в Екатеринбургской художественно-промышленной школе в 1919—1920 годах, в собственной студии в Малом Истоке близ Екатеринбурга и в Москве. С 1900 года — участник выставок Товарищества передвижных художественных выставок, Ассоциации художников революционной России, «Индустрии социализма», «Московского общества современных художников», за рубежом и др. Умер в 1945 году в Москве.

Туржанский, прямой наследник левитановского «пейзажа настроения» был одним из первых импрессионистов в российской живописи. Ученик К. Коровина и В. Серова, он перенял у них «широкую» манеру письма и развил ее до передовых приемов импрессионизма, создав свою, ни на что не похожую эстетическую систему в изображении деревенского уральского пейзажа — родных мест художника. Еще в студенческие годы в 1903 и 1905 годах Туржанский, увлекшись разработкой серой тональности (как Серов и Коровин), совершил поездки на Русский Север, на реки — Сухоне, Северную Двину, Вычегду, дойдя до берегов Ледовитого океана. Оттуда он привез несколько работ.

Этюд «Шхуны с лодками», вероятно, относится к этой серии и может быть условно датирован 1905 годом. В этой работе, написанной темперой на картоне, продолжало сказываться влияние серебристо-серой гаммы его учителей, увлеченных разработкой серой тональности и ее оттенков. Морской пейзаж — новая тема в творчестве Туржанского — написан густыми, широкими напряженными ударными мазками, ставшими визитной карточкой художника, его излюбленным техническим приемом. Художник сумел передать через незатейливый мотив не только атмосферу холодного моря, но и чувство динамики, взволнованности, романтической передачи труда моряков, живую жизнь природы. Туржанский необычно кадрирует композицию, обрезая верхнюю часть шхуны и сосредоточившись на пришвартовавшихся к шхуне утлых рыбачьих суденышках с парусами, стае птиц, кружащей над кораблем в надежде на легкую рыбную добычу. Этюд написан на пленэре с элементами импрессионистической манеры, эмоционально, с учетом тончайших живописных соотношений в передаче ветреного холодного моря.