Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Машков И.И.
Натюрморт с черепами
Конец 1910-х
Холст, масло
92,5 × 135

Национальный художественный музей Республики Беларусь
КП-9 323
РЖ-1 106
Вывезена из Минска нацистами в 1941—1944 годах. Поступила в 1963 в порядке возвращения довоенных ценностей Государственной Картинной галереи БССР.

Машков Илья Иванович — родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону Саратовской губ.
Автор натюрмортов, пейзажей, портретов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1900—1909 годах (с перерывом) у Константина Коровина, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова. Жил в Москве. Посетил Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Грецию, Египет. С 1918 года — профессор. Преподавал в собственной студии в 1902—1917 годах, ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в 1918−1930 годах. Один из организаторов общества «Бубновый валет». С 1902 года — участник выставок «Мир искусства», «Бубновый валет», Ассоциации художников революционной России и др. Умер в Москве в 1944 году.

Именно натюрморт определили творческое лицо Ильи Машкова в ранний период его творчества. «Натюрморт с черепами» конца 1910-х годов — энергичнейшая пластическая и пространственная композиция, в котором неопримитивистские тенденции отходят на второй план, уделяя большее внимание пластическим и колористическим задачам, стремясь передать пластическую жизнь предмета в среде, которую сам предмет словно создает вокруг себя. Стиль Машкова напоминает с одной стороны фовистов, с другой — эстетику народных вывесок, с третьей — натюрморты Сезанна, и, наконец, возвышенный мир голландских натюрмортных композиций типа «vanitas" — суета сует.

Натюрморт вызывает противоречивые чувства нарядностью и оптимизмом колорита и введением символов бренности бытия, подчеркивающими быстротечность жизни, но со спокойным принятием заведенного в мире порядка. Выбор предметов не случаен и продуман. Целью мастера, очевидно, была не только формальная задача передать цветом разнообразие фактур предметов.
В натюрморте вопреки воле художника содержится множество скрытых отсылок, связанных с бренностью богатства и тленностью жизни. Велико искушение традиционной интепретации и расшифровки символики предметов в духе старого голландского натюрморта как элементов религиозной тематики: так, кувшин — напоминание о Тайной вечере, яблоко — о первородном грехе человека, гроздь винограда — символ святого причастия. Красные розы всегда были у христиан любимым символом Девы Марии, ее милосердия и одновременно - земной жизни и страсти.

Черепа - человеческий и лошадиный (они появляются в нескольких натюрмортах) - доминируют на первом плане и напоминают о неизбежности смерти. Икона с младенцем Иисусом символизирует искупительную Жертву Христа, а шкатулка, на которой она стоит, ассоциируется со стяжательством, тщеславием и страстью к накопительству, которые присущи человеческому роду. Дидактика не была свойственна преувеличенно жизнерадостным натюрмортам Машкова, и этот «сезанновский» натюрморт как исключение приобретает в данном случае даже некую философичность художественного высказывания.