Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Машков И.И.
Женский портрет
1908
Холст, масло
119,4 × 91

Национальный художественный музей Республики Беларусь
КП-10 461
РЖ-1 105
Вывезена из Минска нацистами в 1941—1944 годах. Поступила в 1965 в порядке возвращения довоенных ценностей Государственной Картинной галереи БССР.

Машков Илья Иванович — родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону Саратовской губ.
Автор натюрмортов, пейзажей, портретов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1900—1909 годах (с перерывом) у Константина Коровина, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова. Жил в Москве. Посетил Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Грецию, Египет. С 1918 года — профессор. Преподавал в собственной студии в 1902—1917 годах, ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в 1918−1930 годах. Один из организаторов общества «Бубновый валет». С 1902 года — участник выставок «Мир искусства», «Бубновый валет», Ассоциации художников революционной России и др. Умер в Москве в 1944 году.

Это первый из известного цикла портретов Машкова 1908−1910-х годов, в которых автора привлекает экспрессивная передача яркой и выразительной внешности выбранных им моделей. Он часто пишет своих друзей, людей, близких ему по духу, по творчеству. Иногда это его ученики или дети учеников. «Дама с маками», «Женский портрет на фоне обоев», «Портрет жены», — так именовали ранее этот портрет. Он подчеркнуто картинен, продуманно построен. В нем особое значение приобретает фон, который не просто «держит» плоскость холста, как при поверхностно-декоративном решении, но приобретает пространственность. Автору удалось гармонизировать среду и человеческую фигуру. Машкову позировала одна из его учениц по частной студии, которую он изобразил на полотне «Дама с китаянкой. Портрет Е. Киркальди» (1910), 19-летняя Евгения Киркальди, дочь немецкого купца, около трех лет занималась в его студии и охотно позировала, согласившись быть соучастницей живописных экспериментов Машкова. В начале 1911 года она вышла замуж за химика, доцента Московского университета, и никогда более не возвращалась к занятиям живописью, работая переводчицей в Торгсине. В этом портрете многое необычно: большой размер, яркие, почти кричащие краски, напряженность и насыщенность колорита, увлечение народными и восточными мотивами, стилистикой народного творчества — уличной вывески, подноса, лубка. Даже подпись поставлена в верхнем левом, а не в нижнем правом углу. Девушка позирует художнику в фиолетовой юбке и зеленой кофте с желтыми цветками розанов. Не менее ярок и цветист фон портрета — это стена с обоями ярко красных маков, которые лианами стеблей оплетают контуры ее фигуры. Лицо молодой девушки нарочито «размалевано». «Оно всё в синяках и кровоподтёках; она вишнёвая, как будто купалась в настойке…», — возмущался критик. Совсем юная девушка на портретах Машкова предстает перед зрителем солидной дамой. Ее образ нарочито примитивизирован, даже огрублен, согласно эстетике «балаганной» декорации. Застывшая поза напоминает позирование у провинциального фотографа и вызывает и ироническую улыбку художника, и одновременно сентиментальное любование ее простодушием.