Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Крамской И.Н.
Портрет М.М. Антокольского
1871
Холст, масло
89 × 68

Национальный художественный музей Республики Беларусь
КП-22 689
РЖ-1 652
Вывезена из Минска нацистами в 1941—1944 годах. Поступила в 1990 в порядке возвращения довоенных ценностей Государственной Картинной галереи БССР.

Крамской Иван Николаевич — родился в 1837 году в Острогожске Воронежской губ. Портретист, автор картин на религиозные и литературные сюжеты. Работал также в области рисунка и гравюры. Автор статьи по вопросам современного искусства. Учился в Петербургской академии художеств в 1857—1963 годах у А. Маркова и др. Жил в Петербурге. Посетил Германию, Италию, Францию. Один из организаторов Санкт-петербургской артели художников, Товарищества передвижных художественных выставок. С 1869 года — академик. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в 1863−1867 годах. С 1860 года — участник выставок Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, всероссийских и за рубежом. Умер в 1887 году в Петербурге.

В 1870-е годы портрет остается ведущим жанром в творчестве Ивана Крамского. Хотя Крамской и говорил, что «портретов, в сущности, никогда не любил», тем не менее вопреки сказанному, занимался ими всю жизнь, и не только потому, что участвовал в создании своеобразной портретной галереи П.М. Третьякова и много работал по заказам, но и потому, что изучение, разгадка характера моделиприносили ему творческое удовольствие. Неважно, заказной это был портрет или «для себя», подход был всегда один — тщательное изучение натуры, поиск истинной сути изображаемого человека. Крамской обращался к образу скульптора Марка Антокольского дважды, в 1871 и в 1876 году. Портрет из собрания НХМ РБ   экспонировался на I передвижной выставке ТПХВ в 1871 году и был куплен П. М. Третьяковым.

Крамской запечатлел Антокольского в год его первого успеха, когда  скульптор получил звание академика за «Ивана Грозного». Портрет фронтальный, поколенный, исключительно ясный и простой композиционно, непарадный. Скульптор изображен в рабочей одежде, на плечи наброшенширокий шарф или плед, придавая модели образ странника. Цветовая палитра Крамского сдержанна, монохромна,   напоминает скорее  графическуюв технике соуса или дагерротип. Основное внимание Крамской уделил светотеневой проработке фигуры модели и характеру портретируемого. В письме к В. В. Стасову от 9 июля 1876 года он признается: «Я думал формою, и только одною формою, все хотелось понять ее…» Не удовлетворившись одним портретом, в 1876 году  в Риме он пишет второй живописный портрет Марка Антокольского, который поступил в 1913 году в Русский музей.

Портретная живопись И. Н. Крамского всегда ценилась из-за психологической верности, глубины и максимального внутреннего соответствия между реальной моделью и ее художественным образом. Именно в этом заключается исключительная уникальность Крамского как исследователя и знатока человеческих душ.