Цифровая выставка
Без срока давности
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Шевченко А.В.
За дровами
1913
Холст, масло
90 × 83

Национальный художественный музей Республики Беларусь
КП-25 673; РЖ-1 764
Вывезена из Минска нацистами в 1941—1944 годах. Поступила в 1998 в порядке возвращения довоенных ценностей Государственной Картинной галереи БССР.

Александр Васильевич Шевченко - родился в 1883 году Харькове. Русский и советский живописец и график, теоретик искусства, авангардист. С 1898 по 1907 год учился в художественно-промышленном училище имени Строганова. В 1905 году поехал в Париж, где до 1906 года работал в мастерской Э. Каррьера, у Этьена Дине и Жан-Поля Лорана в академии Жюльена. Совершил путешествие по Англии, Испании, Египту и Турции. Завершил учёбу в Строгановском училище в 1907 году. С 1908 по 1909 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Архипова и К. Коровина. В 1910-е годы участвовал в выставках объединений "Мир искусства", "Союз молодёжи" и «Ослиный хвост». Автор ряда литературных статей.
В 1914 году был призван в действующую армию. В 1916 году был ранен. Заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918−1921), входил в состав
Живскульптарха (1919 -1920). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских -ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918−1929). Входил в общества «Маковец» и «Общество московских художников». В конце 1920-х - начале 1930-х годов побывал в Казахстане, Азербайджане и Грузии, создав ряд произведений на восточные темы. С 1941 года руководил кафедрой живописи в Московском текстильном институте. Умер в 1948 году в Москве.

«За дровами» (другие названия «Извозчики», «Ломовики», «Лесовозы») относится к периоду высших живописных достижений 1910 — начала 1920-х годов, когда мастер создал свою чрезвычайно гармоническую лирическую версию сезаннизма. Этот период характеризует сдержанное колористическое решение. - визитная Как писал о нем художник С. Герасимов: «Если у Шевченко нет ярких цветов и красок, это не значит, что вещи его не живописны. Но для него типично именно это».Сезанизм — ядро и основа построений - откорректирован то легкими кубистическими сдвигами, то примитивистской упрощенностью формы. Образы Шевченко отличает идиллическая просветленность, тяготение к обобщенной монументальности силуэтов, к певучести ритмов, основанных на повторе круговых движений, к благородству сбалансированного колорита и композиционной ясности. Живописец пропускал через себя все влияния, создав свой узнаваемый стиль в оригинальных произведениях разных жанров: бытовых зарисовках, натюрмортах и пейзажах.